новое цитирование книги по охране природы, авторы - МГУ, РАН. "Охрана живой природы: проблемы и перспективы" А.В.Яблоков, С.А.Остроумов,

новое цитирование книги по охране природы, авторы - МГУ, РАН. "Охрана живой природы: проблемы и перспективы" А.В.Яблоков, С.А.Остроумов,
**

Оповещение от Академии:Упоминание в документах "Охрана живой природы: проблемы и перспективы"

[PDF] по учебному предмету «Экология»

ЛИ Старченко, ИФ Флек
1. Введение-Наука экология-Цели, задачи-Направления исследований-Исторический
очерк-Экологические проблемы-Экологический кризис, его причины-Экология и
практическая деятельность человека-Экологические основы рационального ...


Это уведомление Академии Google.
**
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №68» (МБОУ «Школа №68») Приложение к приказу директора МБОУ «Школа № 68» Л.И.Старченко от 28.08.2015 № 186 Согласовано с заместителем директора по УВР Флек И.Ф. Рекомендовано к использованию решением педагогического совета от 27.08.2015г. № 1 Рабочая программа по учебному предмету «Экология» 6 класс 2015-2016 учебный год Составитель: Балде Ольга Александровна, учитель биологии 2015г. Оглавление Пояснительная записка............................................................................................... 3 Общая характеристика предмета............................................................................... 5 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета ....................................... 8 Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Экология» ..... 9 Содержание программы............................................................................................ 13 Календарно-тематическое планирование ............................................................... 15 Материально-технические условия реализации программы................................ 19 Список рекомендуемой литературы........................................................................ 21 Пояснительная записка Программа составлена на основе:  Закона РФ «Об образовании»; • концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»; • распоряжения Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы»; • санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования; • приказа МБОУ «Школа № 68» от 28.08.2013 № 181; • положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 68». Формирование общей экологической культуры обучающихся, экоцентрического (экологоцентрического) мышления является одно из важнейших задач современного образования. Настоящий век можно охарактеризовать как эпоху глобальных экологических проблем. Длительное нарушение равновесия в природе заставило человека осознать, наконец, то, что, будучи вполне очевидным, долго ускользало от его внимания: все живые организмы, населяющие нашу Землю, существуют не сами по себе, они зависят от окружающей среды и испытывают ее воздействие. Это точно согласованный ансамбль факторов окружающей среды и приспособления (адаптации) к ним живых организмов (проявляющийся как в их облике, так и в их поведении); именно этот ансамбль, столь легко нарушаемый вмешательством человека, и обусловливает возможность сосуществования разнообразнейших форм организмов и самого различного образа их жизни. Только нынешнее «заболевание» многих мест обитания, изменение факторов окружающей среды, часто опасное для жизни организмов, и связанное с этим вымирание многих видов животных, открыло обществу глаза на законы «здорового» состояния как нормы и основы существования жизни. Экология, изучающая подобные взаимосвязи и соответствующие закономерности, представляет собой сравнительно молодую ветвь естествознания. Актуальность программы заключается в том, что обществом осознана необходимость экологической подготовки всех возрастных и социальных групп населения. Об этом свидетельствуют постоянный интерес к экологической проблематике в специальных изданиях и средствах массовой информации, результаты анкетирования педагогов, преподавание экологии в общеобразовательных школах явочным порядком, огромное количество экологических кружков в учреждениях дополнительного образования. Экологическое просвещение населения планеты было провозглашено на межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в качестве официальной доктрины. Единственное, что способно обусловить эколого- целесообразное поведение человека – его сознание. В рамках реализации программы непрерывного экологического образования разработан курс «Экология» для обучающихся 6 класса в объеме 34 часов. При разработке программы использовалась базовая программа по экологии (автор Е.А. Криксунов). Цель программы: формирование общей экологической культуры обучающихся. Задачи: 1.Ознакомить обучающихся с многообразием взаимоотношений между организмами и их связей с окружающей средой. 2.Определить место человека в системе органического мира как равноправного объекта природы. 3.Познакомить обучающихся с экологическими проблемами планеты. 4.Сформировать навыки природоохранной деятельности. Реализация программы осуществляется в 6-х классах (РСО). Обучение производится с использованием информации, полученной из Интернет-ресурсов, а также различных пособий по экологии. Программа рассчитана на 1 учебный год. Общая характеристика предмета Программа включает в себя следующие разделы: 1. Общая экология. Надорганизменные системы. 2. Экология человека. 3. Социальная экология Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и прежде всего с биологией, географией, историей и природоведением. Практические работы, по возможности, проводятся в классе, а в случае необходимости — в полевых условиях. Кроме практикумов, на втором часе проводятся беседы, семинары, дискуссии, обсуждения, тренинги, разработка и защита проектов, составление отчетов по экскурсиям и статическим исследованиям, используются компьютерные игры и просмотры видеофильмов по экологии. Место проведения практикума и других видов учебных занятий в тематическом планировании определяет учитель в зависимости от специфики школы, индивидуальных особенностей класса, уровня подготовки учащихся, их творческих и практических интересов. Новизна. Данная программа не только систематизирует материалы по экологии во взаимосвязи с курсом биологии средней школы, но и предлагает свой вариант рассмотрения экологии на примере краеведческого материала Кемеровской области, родного города. Цель курса - изучение важнейших закономерностей взаимодействия живых организмов с абиотическими и биотическими факторами среды, формирование представлений о взаимообусловленности экологических процессов в биосфере и практических навыков рационального использования природных ресурсов на примере глобального и краеведческого материала. Задачи обучения: 1. ознакомить обучающихся с основной экологической терминологией, экологическими законами, необходимостью и целесообразностью их применения, встречаемостью в краеведческом материале; 2. изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи организмов с окружающей средой; 3. изучить анатомо-морфологические особенности строения организмов разных экологических групп; 4. познакомить с жизненными формами организмов и принципами их классификации; 5. познакомить с периодическими явлениями в жизни организмов; 6. ознакомить обучающихся с основными научными понятиями и законами экологии; 7. сформировать целостное естественнонаучное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в биосфере; 8. познакомить обучающихся с проблемами антропогенного изменения биосферы, вопросами рационального природопользования и охраны природы. 9. привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, проектно-исследовательскую деятельность, нестандартные занятия, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей; 10. формировать знания, направленные на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом; 11. дать представление о физико-географической характеристике и экологических проблемах города Новокузнецка и Кемеровской области; 12. познакомить с историей государственности Сибири от первых племенных союзов до вхождения в состав России; 13. познакомить с культурой и бытом коренных народов Кузбасса, воспитывать чувства уважения к их традиционной культуре; 14. стимулировать интерес к истории своего города, области через встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.; 15. формировать практические навыки и умения, необходимые для исследовательской деятельности. Задачи развития: • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы, слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения; эстетических эмоций; • развивать логическое мышление через изучение экологии и краеведения в соответствии с принципами диалектики; • развивать информационную компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); • развивать умения целеполагания, прогнозирования и анализ на примере экологических процессов, экологии родного края; • способствовать развитию коммуникативной сферы (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); • работать над развитием самоорганизации (умения ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); • способствовать развитию желания к самообразованию (готовности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Задачи воспитания: • способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я-концепцией», • формировать у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у обучающихся ответственного отношения к природе; • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру, любви и восхищения к природе своей страны, области, города; • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; • воспитывать потребность в общении с природой; • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; • воспитывать чувство ответственности за свои действия; • способствовать укреплению здоровья обучающихся, посредством общения с природой и проведению практических мероприятий на свежем воздухе. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, личностно-деятельностный подход). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В качестве ценностных ориентиров экологического образования выступают объекты, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения, проявляются в признании: • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; • ценности экологических методов исследования живой и неживой природы; • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать: • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; • понимание необходимости здорового образа жизни; • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Данный курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: • правильному использованию биологической терминологии и символики; • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Курс в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Экология» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта1 . Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа № 68». Содержание программы внеурочной деятельности «Экология с элементами краеведения», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов: «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов: • любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям; • осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; • познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества; • социальная активность, • уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; • осознанно выполнять правила здорового и целесообразного образа жизни; Метапредметные результаты: 1. Формирование личностных УУД, таких, как: • ориентация в системе моральных норм и ценностей; • основы социально-критического мышления, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями и экологической обстановкой в мире, в области, в городе; • сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; • эстетические потребности, ценности и чувства; • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой край; 1 Инструктивно-методическое письмо о переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.\\ http://standart.edu.ru/ • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности к состоянию окружающей среды в стране, в городе, в области; • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. 2. Формирование коммуникативных УУД, таких, как: • Способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • желание и умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументация свей точки зрения, умение грамотно спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; • установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество, внедрение в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 3. Формирование регулятивных УУД, таких, как: • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • внесение необходимых дополнений и корректив в план или способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 4. Формирование познавательных УУД, таких, как:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно - графическая или знаково-символическая);  анализ и синтез информации с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);  установление причинно-следственных связей;  самостоятельное выдвижение гипотез и их обоснование. Предметные результаты • Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения экологических исследований для изучения живых организмов и проведения экологического мониторинга в окружающей среде; • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; • формирование представлений о значении экологии в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края. По окончании освоения курса «Экология» учащиеся должны знать: — определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.); — о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; — законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения; - об особенностях расположения, заселения, экологической обстановки, промышленности, сельского хозяйства и т.д. Кемеровской области, г. Прокопьевска. Учащиеся должны уметь: — решать экологические задачи; — использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; — объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; — прогнозировать и оценивать изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения; — анализировать изменения экологической и демографической ситуации в нашей области; — оценивать влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье; — анализировать современное состояние и перспективы социально- экономического развития Кемеровской области. Содержание программы 1. Введение -Наука экология -Цели, задачи -Направления исследований -Исторический очерк -Экологические проблемы -Экологический кризис, его причины -Экология и практическая деятельность человека -Экологические основы рационального использования биологических ресурсов -Экологизация сельского хозяйства -Экологизация промышленности 2. Среда обитания живых организмов -Основные среды жизни -Факторы среды -Общие закономерности действия факторов среды на живые организмы -Наземно-воздушная среда жизни, ее характеристики -Водная среда обитания, ее характеристики -Почвенная среда обитания, ее характеристики -Живые организмы как среда обитания -Принципы экологической классификации организмов -Жизненные формы организмов -Жизненные формы растений -Жизненные формы животных 3. Надорганизменные системы: 1)Популяции -Понятие о популяции в экологии -Популяционная структура вида -Биологическая структура вида -Половая структура популяций -Возрастная структура популяций -Пространственная структура популяций растений и животных -Этологическая структура популяций животных 2)Сообщества (биоценозы) -Понятие о биоценозе -Структура биоценоза -Видовая структура биоценоза -Пространственная структура биоценоза -Этологическая структура биоценоза 3)Экосистемы (биогеоценозы) -Понятие об экосистемах -Учение о биогеоценозах -Биологическая продуктивность экосистем -Поток энергии 4)Биосфера -Понятие о биосфере -Распределение жизни в биосфере -Стабильность биосферы 4. Экология человека -Образ жизни как фактор здоровья -Влияние образа жизни на индивидуальное развитие -Среда жизни человека -Оценка качества окружающей среды -Адаптация, ее механизмы -Факторы здоровья 5. Социальная экология -Особенности экологических связей общества со средой -Трудовая деятельность -Негенетическое наследование культуры -Формы отображения взаимоотношений с природой -Основные противоречия взаимоотношений общества и природы -Формирование экологический культуры -Реализация экологического образования Календарно-тематическое планирование № п/ п Название тем и подтем Количе ство часов Примерн ая дата Виды контроля Основные виды деятельности 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Т\б на уроках. Наука экология. Цели, задачи. Направления исследований. Исторический очерк 1 03.09 Групповая, индивидуальная Знать: что изучает экология. Уметь: приводить примеры состава растительных сообществ 2. Экологические проблемы. Экологический кризис, его причины. Экология и практическая деятельность человека. Экологические основы рационального использования биологических ресурсов. Экологизация сельского хозяйства и промышленности 1 10.09 Знать: экологические факторы среды. Уметь: приводить примеры прямого и косвенного воздействия факторов 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (8 часов) Основные среды жизни. Факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на живые организмы 1 17.09 4. Наземно-воздушная 1 24.09 среда жизни, ее характеристики 5 Водная среда обитания, ее характеристики 1 01.10 6. Почвенная среда обитания, ее характеристики. Живой организм как среда обитания. 1 08.10 7. 1 15.10 8. Принципы экологической классификации организмов. Жизненные формы организмов. Жизненные формы растений. Жизненные формы животных 1 22.10 9. 1 29.10 10. Урок - обобщение 1 05.11 11. НАДОРГАНИЗМЕНН ЫЕ СИСТЕМЫ (12 часов) 1.Популяции (3 часа) Понятие о популяции в экологии. Популяционная структура вида. Биологическая структура вида. 1 12.11 12 Половая структура популяций. Возрастная структура популяций Пространственная структура популяций растений и животных Этологическая структура популяций животных 1 19.11 13. 1 26.11 14. 2.Сообщества (биоценозы) (3 часа) Понятие о биоценозе. Структура биоценоза. Видовая структура биоценоза. 1 03.12 15 Пространственная структура биоценоза Этологическая структура биоценоза 1 10.12 16. 1 17.12 17. 3.Экосистемы (биогеоценозы) (3 часа) Понятие об экосистемах. Учение о биогеоценозах. 1 24.12 18. Биологическая продуктивность экосистем. Поток энергии. 1 10.01 19. 1 17.01 20. 4.Биосфера (3 часа) Понятие о биосфере. Распределение жизни в биосфере. 1 24.01 21. Стабильность биосферы. 1 31.01 22. 1 07.02 23. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (6 часов) Образ жизни как фактор здоровья. Влияние образа жизни на индивидуальное развитие. 1 14.02 24. Среда жизни человека. Оценка качества окружающей среды. 1 21.02 25. 1 28.02 26. Адаптация, ее механизмы. 1 07.03 27. Факторы здоровья. 1 14.03 28. 1 21.03 29. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ (6 часов) Особенности экологических связей общества со средой. Трудовая деятельность. 1 04.04 30. Негенетическое наследование культуры. Формы отображения взаимоотношений с природой. 1 11.04 31. Основные противоречия взаимоотношений общества и природы. 1 18.04 32. Формирование экологической культуры. Реализация экологического образования. 1 25.04 33. 1 02.05 34. Заключительный урок 1 16.05 Итого: 34 часа Материально-технические условия реализации программы Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий и имеющегося в наличии. № Название Количество Модели 1. Скелет кролика (крысы) 3 2. Скелет рыбы 3 3. Скелет лягушки 3 Барельефные модели 1. Почки 1 2. Сагиттальный разрез головы 1 3. Строение мозга позвоночных 1 Муляжи 1. "Культурные растения" 1 2. "Лекарственные растения" 1 3. "Основные группы растений" (2 части) 1 Динамические пособия 1. Размножение сосны 1 2. Строение клетки 1 Микропрепараты 1. Набор по ботанике 6 кл. 1 2. Набор по физиологии человека 1 Коллекции 1. "Шишки, семена, плоды деревьев и кустарников 1 Видеофильмы 1. Земля. История планеты 1 2. Земля. Происхождение человека 1 3. Мир животных 1 4. Насекомые. Птицы. 1 5. Наркомания 1 Приборы 1. Экология организмов 1 2. Экология. Круговорот веществ 1 3. Экология. Антропогенное воздействие 1 Портреты Портреты биологов (10 шт., плотные) 1 Программное обеспечение 1. По разделу «Основы общей биологии» 1 2. По разделу «Общая биология» 1 3. CD-rom Лабораторные работы 6 класс 1 Оборудование для содержания и ухода за живыми объектами 1. Аквариум 1 2. Подставки для комнатных растений («березки») 3 Технические средства обучения 1. Слайд-проектор универсальный 2. Компьютер 1 3. Принтер (МФУ) 1 Оборудование кабинета (мебель и др.) 1. Доска магнитно-маркерная 1 2. Стол демонстрационный (учительский) 2 3. Доска распашная с 5-ю поверхностями высотой 120 см (150х300х150) 1 4. Набор магнитных фишек 1 5. Столы и стулья для учащихся 15\30 Список рекомендуемой литературы Для учителя: 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994. 2. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать. Учебное пособие. М., МНЭПУ, 1997. 3. Величевский Б.Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М., Новая школа, 1997. 4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 1—2. М.,1967 5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. 6. Воронков Н.А. Экология (общая, социальная, прикладная). М., Агар, 1999. 7. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. 8. Герасимов И.П. Биосфера Земли. М., 1976. 9. Громов Б.В. и др. Экология бактерий. Л., 1989. 10. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология. Учебник для 7—9 классов. М., Дом педагогики, 1999. 11. Казначеев В.П. Учение о биосфере. М., 1985. 12. Косов В.И. и др. Экологический мониторинг. Тверь, 1996. 13. Красная книга Российской Федерации. М., 2008. 14. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Учебник для 10— 11 классов. М., Дрофа, 2011. 15. Кузнецов В.Н. Программно-методические материалы: Экология. 5—11 классы. М., Дрофа, 2008. 16. Лосев А.В., Повадкин Г.Г. Социальная экология. М., Владос, 2007 17. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. Учеб- ник для 5—6 классов. М., Устойчивый мир, 1999. 18. Одум Ю. Экология. В 2 т. М., Мир, 1986. 19. Суматохин С.В. Биология. Экология. Животные. Сборник заданий и задач с ответами. М., Мнемозина, 2003. 20. Сухова Т.С. и др. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 кл. Учебник. М., Вентана-Граф, 2005. 21. Экология. Познавательная энциклопедия. М., Кристина и К°, 2004. 22. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. М., Лесная промышленность, 2005 Для учащегося: 1. Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мо- ниторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы. Учебное пособие, 2000. 2. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: МИРОС, 1994.- 216 с. 3. Биология: Справочник школьника.- М.: Филолог. Об-во «Слово»: Ключ-С: АСТ: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.- 576 с. 4. Биология: Страна вечных загадок.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 302 с.: ил.- (Популярная школьная энциклопедия). 5. Биология: Школьный иллюстрированный справочник.- М.: Росмэн, 2005. - 127 с. 6. Большая школьная энциклопедия.- М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.- 2216 с.: ил. 7. Бухвалов В.А. и др. Методы экологических исследований. Пособие для 7—8 кл. М., Варяг, 1995. 8. Бухвалов В.А. и др. Экологическая экспертиза. Пособие для 8— 9 кл. М., Варяг, 1995. 9. Воронцов Н. Н, Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учеб. Пособие для 10-11 кл. сред. шк.- М.: Наука, 1996, 256 с.: ил. 10. Егоренков Л.И. и др. Лабораторный практикум по охране природы. М., МПУ, 1992. 11. Ердаков Л. Н. Человек в биосфере (Экология для зеленых).- Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 2002.- 230 с.: ил. 12. Зверев А.Т. и др. Экология. Сборник задач и упражнений для 6—8 кл. МГУ геодезии и картографии, 1996. 13. Исследовательские работы школьников г. Москвы в области охраны окружающей среды. М., Детский экологический центр, 14. История жизни на Земле.- М.: Астрель: АСТ, 2001.- 96 с.: ил.- (Энциклопедия для юношества) 15. Ушаков С.А. и др. Вода и воздух Москвы. Школьная практи- ческая экология. М., Музей землеведения МГУ, 1999. 16. Школьный экологический мониторинг. Для 5—11 кл. Под ред. Т. Я. Ашихминой и др. Киров, 2000. 17. Экология родного края. Справочно-дидактические материалы. Под ред. Т.Я. Ашихминой. Киров, Вятский гос. пед. ун-т, 1996.
**