Украина. Крым.Цитирование книги российских экологов. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы [под ред. Н.Ф. Реймерса]. – М. – 1983. Цитировали в публикации С.И. Федоркин, В.С. Тарасенко. (Причерноморский научный центр АЭНУ, г. Симферополь), ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОЛОГО–СОЦИАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АР КРЫМ

Украина. Крым.Цитирование книги российских экологов.

Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы  [под ред.  Н.Ф. Реймерса]. – М. – 1983. Цитировали в публикации С.И. Федоркин, В.С. Тарасенко.
(Причерноморский научный центр АЭНУ, г. Симферополь), ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОЛОГО–СОЦИАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ АР КРЫМ
текст статьи онлайн бесплатно:
http://www.nbuv.gov.ua/Portal/natural/Ekolnauky/2012_1/SUSTAIN.pdf

**

71
ЕКОЛОГІЯ ТА ЕКОНОМІКА
ПРИРОДОКОРИСТУВАННЯ
УДК 504.03:330
ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОЛОГО–СОЦИАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АР КРЫМ
С.И. Федоркин, В.С. Тарасенко.
Причерноморский научный центр АЭНУ, г. Симферополь,
contact@hapks.edu.ua
Рефераты на русском и украинском языках:
Обосновано развитие общекрымской системы контроля за качеством окружающей сре-
ды,  проведение комплексной оценки ресурсного потенциала Крыма с использованием
новых геоинформационных технологий. Ключевые слова: геодинамическая модель Кры-
ма, ресурсосберегающие технологии, демографическая и рекреационная емкость, экологи-
зация городов Крыма.
Оцінка стійкості еколого-економічного розвитку АР Крим. С.І.  Федоркін,                      
В.С.  Тарасенко.  Обґрунтовано розвиток загальнокримської системи контролю за якістю
навколишнього середовища, проведення комплексної оцінки ресурсного потенціалу Криму
з використанням нових геоінформаційних технологій. Ключові слова: геодинамічна мо-
дель Криму,  ресурсозберігаючі технології,  демографічна та рекреаційна ємність,
екологізація міст Криму.

Abstract in English:
Assessment of stability of environmental and social economical development of Crimea
autonomy. S.I. Fedorkyn, V.S. Tarasenko. All-Crimea system of environment quality control and
comprehensive assessment of resource potential of Crimea using new GIS technologies is justified.  Keywords:  Crimea geodynamic model, resource-saving technologies, demographic and
recreation capacity, ecologization of Crimea towns

Введение
В целях мониторинга и оценки дос-
тижения прогресса в процессе устой-
чивого развития Комиссией по устой-
чивому развитию ООН в 1996  году
была разработана одна из самых пол-
ных по охвату систем индикаторов
устойчивого развития. Были выделены
четыре области индикаторов (социаль-
ная,  экономическая,  экологическая и
институциональная),  отражающихФедоркин С.И.. Тарасенко В.С. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ…
72
величины легко измеряемые без допо-
лнительных затрат и изменений во
времени [1]. По предложениям целого
ряда стран Комиссией был сформиро-
ван список из 134 показателей. Однако
обсуждения и пилотные проекты пока-
зали,  что список излишне длинный и
усложняет работу по оценке и анализу
на национальном уровне. Список был
сокращен до 60. В настоящее время по
каждой из областей определяются
ключевые темы,  которые детализиру-
ются по подтемам и затем сводятся к
минимальному набору индикаторов.
Изложение результатов
исследования
Нами предложено индикаторы
устойчивого развития территорий
группировать в 4 блока: социальный,
экологический,  экономический,  инс-
титуциональный.
I. Блок: социальный
 1.  Индикаторы социального из-
мерения
 1.1.  Продолжительность жизни
человека;
 1.2. Уровень образования;
 1.3. Социальная санитария (водо-
снабжение, водоотведение);
 1.4. Уровень занятости трудоспо-
собного населения;
 1.5.  Гендерное соотношение де-
путатов местных советов;
II. Блок: экологический
 2.  Индикаторы экологического
измерения
 2.1.  Сохранность естественных
ландшафтов;
 2.2.  Сохранность почв от загряз-
нения;
 2.3.  Сохранность атмосферного
воздуха от загрязнения;
 2.4.  Сохранность питьевой воды
от загрязнения;
 2.5.  Утилизация и захоронение
ТБО;
 2.6.  Утилизация и захоронение
промышленных отходов.
III. Блок: экономический
 3.  Индикаторы экономического
измерения
 3.1.  Инвестиции в науку (%  от
ВНП в соотношении с высоко разви-
тыми странами);
 3.2.  Инновационная составляю-
щая в товарной продукции (%);
 3.3.  Капитальные вложения в
производство;
 3.4. Доход на душу населения;
 3.5. Доля малых и средних пред-
приятий в произведенной продукции.
IV. Блок: институциональный
 4. Индикаторы институциональ-
ного измерения
 4.1. Доступ к информации  (теле-
видение, радио, интернет, пресса);
 4.2. Доступ к правосудию;
 4.3. Участие граждан в принятии
решений (общественные слушания);
 4.4. Экологическое образование и
воспитание.
Расчет каждого из индикаторов
производился с учетом статистичес-
ких данных,  приведенных в статот-
чётности АР Крым,  а также сущест-
вующих методик экспертных оценок,
теоретических и логических постро-
ений и обоснований.
Для оценки состояния эколого-
социально-экономической системы
страны или любой отдельно взятой
территории недостаточно одного или
нескольких даже очень значимых
индикаторов,  характеризующих в
отдельности состояние экологии,
экономики и социума. Возникла пот-
ребность в интегральных показате-Екологічні науки ПРИКЛАДНА ЕКОЛОГІЯ
73
лях,  учитывающих сложные взаимо-
отношения в реальной природно-
технической  (социально-экономичес-
кой) системе.
Задача эта и теоретическая,  и
значимая практически  (социально-
политическая и экономическая),  т.к.
выработанные четкие критерии УР
страны,  региона,  территории позво-
ляют регулировать хозяйственную и
природоохранную деятельность,  це-
ленаправленно решать социальные
программы:  образование,  наука,
здравоохранение,  высокие техноло-
гии и т.д.
Индекс устойчивости развития
(I у.р.) рассчитан по формуле:
I у.р. = (I соц. измерения + I эколог.
измерения + I экономич. измерения +
I институц. измерения) 4
Для виртуальной эталонной стра-
ны или территории I у.р. = 1,  т.к. он
складывается из суммы использован-
ных экспертами КРАЭМ  (Крымская
Республиканская Ассоциация  “Эко-
логия и Мир”) четырех индикаторов:
социального измерения,  экологичес-
кого измерения,  экономического из-
мерения и институционального из-
мерения,  принимаемых для эталон-
ных территорий за единицу. Абсолю-
тные значения используемых инди-
каторов социального,  экономическо-
го    измерения и др.  для эталонной
территории определялись методом
экспертной оценки с учетом мировых
тенденций развития экономики,  со-
циума и природоохранной деятель-
ности [2].
Нами предложен интегральный
показатель УР,  представляющий
собой отношение суммы показателей
состояния экономики,  социума и
природы реальной территории к су-
мме аналогичных показателей эта-
лонной  (модельной)  территории.
Значения показателей такого эталона
для различных стран и территорий
определяются методом экспертной
оценки с учетом природно-климати-
ческих факторов,  исторических тра-
диций в методах хозяйственной дея-
тельности,  мировых тенденций раз-
вития социума  (рост продолжитель-
ности жизни,  уровня образования
и т.д.).
Для эталонной страны или терри-
тории I  у.р. = 1. Естественно,  реаль-
ные страны или территории должны
стремиться к этому показателю.  С
учетом значений I у.р. реальные тер-
ритории можно классифицировать на
несколько групп:
I у.р. < 0,25;
I у.р. = 0,25–0,5;
I у.р. = 0,5–0,75;
I у.р. > 0,75.
В первую группу попадают тер-
ритории чрезвычайного состояния
экономики,  экологии и социума.
Экономика нестабильная с очень
низким доходом на душу населения,
низким образовательным уровнем,
высокой смертностью и низкой сред-
ней продолжительностью жизни на-
селения, высокой степенью загрязне-
ния территорий  в связи с отсталыми
технологиями в производстве.  Такие
показатели характерны для слабо
развитых стран третьего мира.
Вторая группа стран –  террито-
рии неустойчивого развития с тенде-
нцией по ряду показателей перехода
к УР. Это, как правило, средне разви-
тые страны с высоким образователь-
ным и научным уровнем,  со слабо
развитой экономикой переходного
типа,  невысоким жизненным уров-
нем преобладающей части населения,
высокой степенью загрязнения тер-Федоркин С.И.. Тарасенко В.С. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ…
74
риторий в связи с отсталыми техно-
логиями. Именно к такой территории
с I у.р. = 0,45  по мнению экспертов
(Николаев, 2001  г.,  семинар на тему
«Устойчивое развитие Украины»)
относится Украина.
Третья группа стран с I у.р. = 0,5–
0,75  классифицируется как террито-
рии,  переходящие на рельсы УР.  Они
характеризуются высоким годовым
доходом на душу населения (1000 $
США),  высоким образовательным
цензом  (близко 85–90 %),  достаточно
высокой продолжительностью жизни
(70–80  лет),  удовлетворительным сос-
тоянием окружающей природной сре-
ды в связи с высокими постиндустриа-
льными технологиями и жесткими
природоохранными нормативами по
сбросам и выбросам. К таким странам
относится целый ряд высокотехноло-
гичных развитых стран Запада.
Страны и территории с I у.р. >
0,75 пока что существует виртуально
в теоретических моделях. Но обосно-
вание параметров таких идеализиро-
ванных моделей –  стимул для разра-
ботки и реализации плана действий в
XXI  веке для всех стран мирового
сообщества.
Для этого необходимо улучшать
базовые показатели УР:
 1) экологические – разумная терри-
ториальная организация природополь-
зования,  жесткое экологическое зако-
нодательство («загрязнитель платит» и
др.),  чистые технологии,  чистая вода,
утилизация отходов, рециклинг, чистая
энергия (ВИЭ) и т.д.;
 2)  социальные –  всеобще образо-
ванное общество, просвещение, здра-
воохранение, наука и другие програ-
ммы;
 3)  экономические –  устойчивое
развитие экономики природопользо-
вания,  инновационно-инвестицион-
ная модель развития,  обоснование
приоритетов развития  (курорты и
туризм для АРК, морехозяйственный
комплекс, энергетический и т.д.).
Устойчивое развитие территории
определяется целым рядом факторов,
динамично меняющихся в реальной
природно-технической  (социально-
экономической) системе.
Надо отслеживать и поддержи-
вать подвижное (динамичное) гомео-
статическое равновесие с учетом
механизма действия обратной связи
(рис. 1).
Анализ связей:
 1.  Экология –  главный критерий
и ограничитель развития экономики,
т.е.  невозможно неконтролируемое
развитие экономики.  Пределом эко-
номического роста является экологи-
ческая емкость территорий.
 2. Социум. Благоприятная эколо-
гическая обстановка способствует
развитию социума,  но беспредель-
ный рост численности населения
невозможен,  вступает в действие
обратная связь:  рост численности
населения –  ухудшение экологичес-
кой обстановки в регионе.  Нужен
постоянно действующего монитори-
нга за экологическим состоянием
территории.
 3. Инвестиции позитивно влияют
на развитие экономики и рост чис-
ленности населения.  Экологическая
обстановка благоприятна для прихо-
да инвестиций, но срабатывает меха-
низм обратной связи – рост экономи-
ки отрицательно может влиять на
состояние ОПС. Екологічні науки ПРИКЛАДНА ЕКОЛОГІЯ
75
Рис. 1. Механизм действия обратной связи в системе природа–общество.
Поэтому,  нужен мониторинг за
состоянием ОПС,  за динамикой и
направлениями экономического раз-
вития  (стратегические приоритеты),
использованием и воспроизводством
природных ресурсов и сохранением
ресурсовоспроизводящих функций
ландшафта  (чистый воздух,  чистая
вода, чистые с/х предприятия).
А это значит:
1.  Необходима территориальная
организация природопользования
(региональный – районный – локаль-
ный уровни),  соотношение освоен-
ных и сохраняющихся в естествен-
ном состоянии территорий.
2.  Поддержание европейского
(ЕС)  уровня развития экономики и
социума  (I  у.р.  близко = 0,75),  т.е.
должны обеспечиваться необходи-
мые параметры УР.
3.  На уровне европейских  (миро-
вых)  стандартов выдерживаются нор-
мативы по качеству ОПС  (сбросы,
выбросы,  ПДК,  ПДВ,  ПДС и т.д.)  за
счет высоких технологий в промыш-
ленности, в коммунальной сфере и т.д.
4. Осуществляется мониторинг за
всеми составляющими динамической
модели УР:  экология –  экономика –
социум –  инвестиции –  природные
ресурсы.
5. Разрабатываются рекомендации
и меры гибкого реагирования,  в том
числе изменение вида хозяйственной
деятельности,  изменение направле-
ний инвестирования в экономику,
изменение технологий и т.д.
Экспертная оценка устойчивости
эколого-социально-экономической
системы АР Крым. На пути к устой-
чивому развитию страны или региона
необходимо научиться объективно
оценивать состояние социума,  эко-
номики,  природной среды,  устойчи-
вое развитие территории определяет-
Экономика
Бизнес
Инвестиции
Социум
численность
населения
Экология
Природные
ресурсы
+
+
+
+
+
+
+
+
-
-
-
-Федоркин С.И.. Тарасенко В.С. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ…
76
ся целым рядом индикаторов,  дина-
мично изменяющихся в реальной
природно-технической  (эколого-
социально-экономической) системе.
Расчет каждого из индикаторов, ка-
сающихся АР Крым и отдельных реги-
онов автономии производился с учетом
статистических данных, приводимых в
республиканской отчетности,  а также
существующих методик экспертных
оценок. Очень важно было определить-
ся со значениями указанных выше ин-
дикаторов для эталонной территории.
Учитывались мировые тенденции раз-
вития экономики  (инновационно-
инвестиционная модель),  социума
(рост продолжительности жизни, уров-
ня образования, доступа к информации
и правосудию и т.д.), природоохранной
деятельности  (все более жесткие при-
родоохранные нормативы).  Учитывая
европейский выбор Украины в страте-
гии развития при выборе эталонных
значений индикаторов социального,
экономического, экологического и инс-
титуциональных измерений,  в первую
очередь, использовались данные состо-
яния экономики,  социума и экологии
высокоразвитых стран ЕС.
При экспертной оценке устойчи-
вости эколого-социально-экономи-
ческой системы АР Крым, получены
характерные для среднеразвитых
стран  (территорий и регионов)  зна-
чения I у.р. = 0,48 (табл. 1).
Относительно высокие значения
индекса социального измерения (I
соц. = 0,72) связаны, прежде всего, с
высоким уровнем образования насе-
ления,  высокой занятостью трудос-
пособного населения,  достаточно
высокой социальной санитарией.
Картину ухудшает очень низкие по-
казатели тендерного равенства в ор-
ганах власти,  а также индекс нера-
венства доходов, связанный с резким
расслоением современного украинс-
кого общества на богатых и бедных.
Карту неблагоприятной экологиче-
ской ситуации в АР Крым иллюстри-
рует значение индексов экологическо-
го измерения.  Очень низкая сохран-
ность естественных ландшафтов из-за
практически полной (85–90 %)  распа-
ханости степного Крыма и Северного
Крыма.  Сильно загрязнены почвы в
городах –  токсичными ТМ, в сельско-
хозяйственной местности –  пестици-
дами,  гербицидами,  иными ядохими-
катами  (остатки былой интенсивной
химизации сельского хозяйства в Ук-
раине и Крыму). Совершенно не ути-
лизируются ТБО (при отсутствии нор-
мальных оборудованных полигонов
ТБО), как и огромные скопления про-
мышленных отходов в шламо- и хвос-
тохранилищах химических и горнору-
дных предприятий.  Все это является
причиной низкого значения интегри-
рованного индекса экологического
измерения (I экол. = 0,35).
Значение индекса экономического
измерения остается пока невысоким
для Крыма (I  экон. = 0,25).  Связано
это,  прежде всего,  с затянувшимся
реформированием экономики и ре-
конструкцией многих отраслей эко-
номики,  очень низкие инвестиции в
науку,  а значит и в инновационную
деятельность.
Доходы на душу населения одни
из самых низких среди европейских
стран, как и слабый уровень развития
малого и среднего бизнеса.  Естест-
венно, низкие экономические показа-
тели развития региона,  влияют на
социальную устойчивость,  на темпы
осуществления демократических
преобразований. Екологічні науки ПРИКЛАДНА ЕКОЛОГІЯ
77
Таблица 1.
Экспертная оценка устойчивости эколого-социально-
экономической системы АР Крым

п/
п
Индикаторы
социального
измерения
Индикаторы
экологического
измерения
Индикаторы
экономического
измерения
Индикаторы
Институционального
измерения
1.1
Средняя
продолжительность
жизни человека –
0,65
2.1 Сохранность
естественных
ландшафтов –0,30
3.1 Инвестиции в
науку – 0,1
4.1 Доступ к
информации – 0,75
1.2
Уровень
образования – 0,80
2.2 Сохранность
почв от
загрязнения – 0,30
3.2 Инновационная
составляющая
в товарной
продукции – 0,1
4.2 Доступ к
правосудию – 0,70
1.3
Социальная
санитария
(водоснабжение и
водоотведение) –
0,90
2.3 Сохранность
атмосферного
воздуха от
загрязнений – 0,70
3.3 Капитальные
вложения в
производства
– 0,35
4.3 Участие граждан
в принятии
решений – 0,30
1.4
Уровень занятости
трудоспособного
населения – 0,90
2.4 Сохранность
питьевой
воды от
загрязнения – 0,50
3.4 Доход на душу
населения – 0,17
4.4 Экологическое
образование и
воспитание -0,70
1.5
Гендерное
соотношение
депутатов
местных
советов – 0,35
2.5 Утилизация и
захоронения
ТБО – 0,20
3.5 Доля малых и
средних
предприятий в
произведенной
продукции
– 0,30
1.6
2.6 Утилизация и
захоронение
промышленных
отходов – 0,10
 
I соц. измерение
(индекс
социального
измерения УР)
= ∑ni/n = 0,72
I эколог. измерение
(индекс
экологического
измерения УР)
= ∑ni/n = 0,35
I эконом. измере-
ние (индекс
экономического
измерения УР)
= ∑ni/n = 0,25
I институц.
Измерение (индекс
институционального
измерения УР)
= ∑ni/n = 0,61
К у.р. = I соц. измер.+I эколог. измер.+I эконом. измер.+I институц. измер./ 4 =
0,72+0,35+ 0,25+0,61/4 = 0,48
Неразвитость демократических
институтов (участие общественности
в принятии решений,  общественные
слушания,  референдумы и т.д)  все
это в целом влияет на низкое значе-
ние индекса институционального
измерения,  и в целом на значение I
у.р. –  определяющего устойчивость
эколого-социально-экономической
системы АР Крым (0,48).
Для улучшения ситуации по мне-
нию экспертов,  необходимо прово-
дить глубокие изменения в структуре
хозяйствования через углубление
рыночных отношений,  выбор разум-
ной территориальной организации
хозяйствования,  выбор правильныхФедоркин С.И.. Тарасенко В.С. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ…
78
приоритетов экономического разви-
тия,  проведение жесткой экономиче-
ской политики по отношению к на-
рушителям природоохранного зако-
нодательства и т.д.
Задачами региональной политики
УР должны быть:
– оценка интегрального ресурсно-
го потенциала;
– совершенствование администра-
тивно-территориального устройства;
–  обоснование территориальных
программ эколого-социально-эконо-
мического развития.
Чрезвычайно обеспокоенные на-
мечающейся утратой исторически
сложившегося значения Крыма как
рекреационно-сельскохозяйственно-
заповедного региона и превращения
его в обычный сельскохозяйственно-
промышленный регион с массой эко-
логических проблем,  ученые Крыма
и других научных центров,  экологи,
врачи, биологи, специалисты различ-
ных общественных организаций
Крыма в 1995–1999  гг.  разработали
Программу устойчивого эколого-
социально-экономического развития
Крыма [3].
Выполнение Программы направ-
лено на восстановление его природы,
повышение качества жизни и благо-
получия людей,  возврат Крыма в
число наиболее ценных рекреацион-
ных регионов мира.
Главным приоритетом социально-
экономического развития Крыма
является курортно-рекреационная и
туристическая  отрасль, которая бла-
годаря геополитическому положе-
нию Крыма,  уникальным природно-
климатическим условиям,  бальнео-
логическим,  историко-культурным и
национально-этнографическим ресу-
рсам может обеспечить условия для
развития других отраслей экономики,
достаточно быстро сформировать
устойчивый рынок товаров и услуг.
Все виды хозяйственной деятельнос-
ти на территории курортного Крыма
должны соотноситься с потребнос-
тями и задачами курорта по оздоров-
лению и организации и отдыха. Лю-
бые проекты по развитию промыш-
ленности,  транспорта,  сельскохозяй-
ственного производства должны
проходить государственную и обще-
ственную экспертизу на предмет их
соответствия основным целям и за-
дачам Крыма.
Традиционному курортно-рекреа-
ционному развитию Крыма нет аль-
тернативы,  так как только такое раз-
витие обеспечивает устойчивость
экосистем,  экономики,  социума,  вос-
производство чистой воды,  воздуха,
бальнеологических и биоресурсов на
длительную перспективу.
Приоритет экологических подхо-
дов над экономическими при реше-
нии вопросов развития курортно-
рекреационного комплекса, промыш-
ленности,  транспорта,  сельского хо-
зяйства – вот что должно стать идео-
логической основой устойчивого
развития Крыма.
Для обеспечения структурной пе-
рестройки экономики Крыма в сто-
рону рекреации и туризма необходи-
мо осуществить ряд неотложных
государственных и региональных
программ:
– модернизация материальной ба-
зы курортно-рекреационной отрасли;
–  расширение объектов и видов
услуг, предоставляемых курортами и
туристическими учреждениями;
–  создание собственной индуст-
рии отдыха, включающей производс-
тво оборудования и техническихЕкологічні науки ПРИКЛАДНА ЕКОЛОГІЯ
79
средств,  бытовых товаров и сувени-
ров;
–  производство полноценных
продуктов питания для населения и
отдыхающих;
–  организация производства эф-
фективных медицинских препаратов
с использованием местного растите-
льного и минерального сырья;
–  конверсия  «грязных»  произ-
водств, необходимо разработать про-
грамму по переработке и утилизации
вторичного сырья из промышленных
и бытовых отходов,  а также очистке
сточных вод городов,  поселков и
предприятий;
–  оптимизация строительной ин-
дустрии и минерально-сырьевого
комплекса;
–  создание современной транс-
портной индустрии и других комму-
никаций связи;
–  обеспечение качественной сре-
ды обитания на курортах Крыма и
санитарно-гигиенических условий на
уровне международных стандартов.
Необходимо создать:
– постоянно действующую геоди-
намическую модель Крыма для вы-
работки оптимальных вариантов
устойчивого развития и управления;
– службу наблюдения, оценки по-
следствий, способов предотвращения
и ликвидации последствий природ-
ных катастроф;
–  службу мониторинга социаль-
ной напряженности общества и вы-
работки мероприятий по предотвра-
щению социальных катастроф.
Устойчивое эколого-социально-
экономическое развитие Крыма воз-
можно при решении ряда обществен-
но-политических,  социально-эконо-
мических и экологических задач. Для
этого необходимо совершенствова-
ние общественно-политической сис-
темы,  формирование гражданского
общества,  правового государства,
цивилизованного рыночного хозяйс-
тва,  осуществление принципа разде-
ления власти на законодательную,
исполнительную и судебную на всех
уровнях, поддержка социальных про-
грамм  (здравоохранение,  образова-
ние и наука, культура, борьба с бед-
ностью).
Украине и Крыму много надо
сделать,  чтобы встать в ряд высоко-
технологичных экономически разви-
тых стран, решить социальные и эко-
логические проблемы,  снизить уро-
вень загрязнения территорий,  под-
нять жизненный уровень и продол-
жительность жизни населения,  то
есть соответствовать параметрам
устойчиво развивающейся страны.
На этот результат надо вместе ра-
ботать: государственным структурам,
бизнесу,  научной интеллигенции,
широкой экологической обществен-
ности.
Экологи разработали Программу
действий на пути к устойчивому раз-
витию. Среди наиболее важных пун-
ктов этой Программы:
1.  Создать общекрымскую систе-
му контроля за качеством воздуха и
выявлению загрязнителей:  изучить
трансграничные переносы загрязне-
ний,  разработать нормативы и стан-
дарты качества воздуха,  внедрить
системы глубокой очистки выбросов
из дымовых труб, ликвидировать или
подвергнуть конверсии предприятия,
выделяющие опасные загрязнения в
атмосферу.
2.  Разработать программу по
устойчивому водоснабжению и    во-
допотреблению в Крыму и принять
«Кодекс Крыма о воде».  В основуФедоркин С.И.. Тарасенко В.С. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ…
80
программы положить использование
местных ресурсов чистой пресной
воды.  Построить эффективные сов-
ременные очистные сооружения.
Осуществить переход всех предприя-
тий на замкнутую систему водосна-
бжения с глубокой очисткой и по-
вторным использованием сточных
вод.  Разработать программу восста-
новления малых рек и водоемов
Крыма.  Поставить очистные соору-
жения на входе днепровской воды в
Крым.
3.  Разработать экологически обо-
снованную концепцию устойчивого
развития энергетики, экономии энер-
гии и снижения энергопотребления
на основе широкого использования
альтернативных источников энергии
(солнце, ветер, биогаз и др.). Конвер-
сировать энергоемкие производства,
заменить энергоемкие технологии на
энергосберегающие.  Строить только
энергосберегающие здания и провес-
ти энергосберегающую реконструк-
цию существующих зданий.
4. Развивать в Крыму только ада-
птированные к природе,  щадящие и
ресурсосберегающие технологии
сельхозпроизводства,  ориентирован-
ные на наиболее полное использова-
ние уникального природного и биок-
лиматического потенциала Крыма:
плодоводство,  табаководство,  виног-
радарство,  овощеводство,  эфиромас-
личное производство,  шелководство
и др., и на улучшение экологической
обстановки:  прекращение эрозии,
вторичного засоления, заболачивания
орошаемых земель, загрязнения пес-
тицидами и тяжелыми металлами и
т.д. Поощрять использование в Кры-
му тех отраслей и технологий,  кото-
рые способствуют улучшению эколо-
гической обстановки:  степное лесо-
разведение,  полевое травосеяние,
тутоводство, пчеловодство и др.
5.  Определить демографическую
и рекреационную емкость Крымско-
го полуострова и разработать научно
обоснованную схему экологического
каркаса мест расселения в Крыму.
Разработать варианты устойчивого
развития ЮБК и других регионов
Крыма;  вариант дезурбанизации с
рекреационно-туристическим разви-
тием территорий и экореконструкций
ландшафтов,  лечебно-рекреацион-
ного использования минеральных
вод,  лечебных грязей,  рапы Сиваша,
природных сорбентов и т.д.
6.  Разработать предложения по
экологизации генеральных планов
городов Крыма:  архитектурно-
планировочные решения материаль-
но-  и энергосберегающих зданий и
сооружений для различных регионов
с использованием богатого историче-
ского опыта предков и национальных
традиций.  Создать основы:  видеоэ-
кологии крымских городов и посел-
ков,  фитомелиорации мест расселе-
ния в Крыму, экореконструкций тра-
нспортной сети,  экореконструкций
промышленных предприятий.
7.  Создать общекрымскую схему
ландшафтов различного уровня запо-
ведания с целью сохранения естест-
венной природной среды на экологи-
чески обоснованной площади полуо-
строва (60 %  территории Крыма).
Увеличить площади особо охраняе-
мых территорий до 10 %  от общей
площади Крыма. Организовать в Го-
рном Крыму природный националь-
ный парк  «Таврида»  на площади
250000  га.  По периферии парка соз-
дать Большую Экологическую Тропу
Крыма длиной 500 км. Организовать
выпуск специалистов по ландшафт-Екологічні науки ПРИКЛАДНА ЕКОЛОГІЯ
81
ному проектированию в Симферопо-
льском университете и Крымском
институте природоохранного и куро-
ртного строительства.
8.  Принять  «Лесной кодекс Кры-
ма»,  направленный на сохранение и
восстановление лесов Крыма как
главнейшего фактора,  формирующе-
го рекреационно-оздоровительный
потенциал. Разработать научно обос-
нованную программу ведения лесно-
го хозяйства и лесомелиорации с
учетом обеспечения экологически
обоснованной лесистости Крыма  (не
менее 25–30 %).
9.  Разработать и принять Верхов-
ным Советом Крыма  «Кодекс о не-
драх». Определить оптимальные пот-
ребности народного хозяйства Крыма
в минеральной продукции.  Пересмо-
треть территориальное размещение
горного производства с учетом цен-
ности ландшафтов и исключения
негативного воздействия на рекреа-
ционные территории,  лес,  водные
источники,  памятники природы и
истории и т.д.  Рекультивировать все
ранее испорченные ландшафты и
восстановить природную среду на
них. Повысить комплексность освое-
ния месторождений,  минеральное
сырье использовать только в соот-
ветствии с его наиболее ценными
потребительскими свойствами.
10. Создать программу конверсии
«грязных» производств и разработать
программу развития высокотехноло-
гичных наукоемких отраслей про-
мышленности. Создать комплексную
программу по переработке и утили-
зации вторичного сырья из промыш-
ленных и бытовых отходов,  а также
всех сточных вод крымских городов,
поселков и предприятий.
11.  Провести комплексную оцен-
ку ресурсного потенциала Крыма с
использованием новых геоинформа-
ционных технологий. Создать серию
ресурсных карт Крыма с оценкой
ресурсов: минеральных, энергетичес-
ких,  водных,  почвенных,  рекреаци-
онных,  трудовых,  интеллектуальных
и др. Разработать систему социально-
экономических показателей, характе-
ризующих уровень и динамику
устойчивого развития Крыма.  Разра-
ботать экономические принципы
достижения международных станда-
ртов устойчивого развития.
12.  Доработать концепцию обще-
крымского экомониторинга и начать
создание базовых пунктов монито-
ринга.  Разработать систему оценки
безопасности, обеспечения долговеч-
ности и экономичности зданий и со-
оружений на базе компьютерных
технологий.  Оценить устойчивость
территорий и прогнозировать опас-
ные геологические процессы  (земле-
трясения,  оползни,  обвалы,  карст и
др.)  на основе режимных наблюде-
ний за геофизическими полями.
Выводы
В ближайшем будущем в рамках
деятельности Причерноморского
научного центра АЭНУ необходимо
оценить техногенные изменения гео-
логической среды,  выполнить ком-
плексные эколого-геохимические и
медико-биологические исследования,
провести  зонирование территорий и
разработать рекомендации по рекон-
струкции городов и поселков Крыма,
конверсии промышленных предпри-
ятий,  утилизации отходов.  Все эти
исследования могут быть выполне-
ны, а результаты их успешно внедре-Федоркин С.И.. Тарасенко В.С. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ…
82
ны при одном непременном условии
–  разработке и принятии государст-
венной программы перехода АРК к
устойчивому развитию.
Литература
1. Бобылёв С.Н. Экономика устойчивого развития: учебное пособие /  С.Н. Бобылёв, Э.В.
Гирусов, Р.А. Перелёт. – М., 2004. – 303 с.
2. Перелет Р.А. Выявление показателей устойчивого развития / Р.А. Перелёт // Проблемы
окружающей среды и природных ресурсов ВИНИТИ. – 1995. – № 6. – 67 с.
3. Яблоков А.В. Охрана живой природы: проблемы и перспективы / А.В. Яблоков [под ред.
Н.Ф. Реймерса]. – М. – 1983.
**
УДК 332.2.021.012.33:332.26
ЗАКОНОДАВЧО–НОРМАТИВНІ ПРОБЛЕМИ
ЕКОЛОГІЧНИХ ВІДНОСИН ПРАВ
ВЛАСНОСТІ ТА ПРАВ КОРИСТУВАННЯ
ЗЕМЛЕЮ В УКРАЇНІ
А.М. Третяк, В.М. Другак
Державна екологічна академія післядипломної освіти та управління,
вул. Урицького 35, 03035 Київ, tretyak2@ukr.net, landukr@yandex.ru
У статті проаналізовано законодавче визначення земельних екологічних відносин і та-
ких елементів як: суб’єктний та об’єктний склад (які вказують на форму екологічних від-
носин права власності, власників на конкретні земельні ділянки), категорії земель, особли-
вості правосуб’єктності та специфіка змісту екологічних відносин. Обґрунтовано, що еко-
логічна криза в країні припиниться лише тоді,  коли юридичні форми прав власності та
користування землею будуть формуватися з урахуванням земельних екологічних відносин
з приводу: раціонального використання землі, природних ресурсів, охорони навколишньо-
го природного середовища та забезпечення екологічної безпеки. Ключові слова: земельні
екологічні відносини, право власності на землю, право постійного користування, обмежен-
ня у використанні земель.
Законодательно-нормативные проблемы экологических отношений прав собст-
венности и прав пользования землей в Украине. А.Н.  Третяк,  В.Н.  Другак.  В статье
проанализировано законодательное определение земельных экологических отношений и
таких элементов как: субъектный и объектный состав (указывающие на форму экологиче-
ских отношений права собственности, владельцев на конкретные земельные участки), кате-
гории земель,  особенности правосубъектности и специфика содержания экологических
отношений. Обосновано, что экологический кризис в стране прекратится лишь тогда, когда
юридические формы прав собственности и пользования землей будут формироваться с
учетом земельных экологических отношений:  рационального использования земли,  при-

**